Иммобилизация челюстей при переломах, а также при заболеваниях пародонта осуществляется с помощью шин из металла, пластмассы или подручного материала. Временную иммобилизацию осуществляют путем наложения повязок или лигатурного связывания зубов, постоянную – главным образом назубными проволочными шинами, реже зубонадесневыми и надесневыми шинами.
Временная иммобилизация при переломах челюстей не обеспечивает устойчивой фиксации отломков в правильном положении, поэтому применяется лишь на время транспортировки больного в специализированное лечебное учреждение. Временная иммобилизация на период более 1-2 суток затрудняет последующую репозицию и может способствовать сращению отломков в неправильном положении. Наиболее простой способ временной иммобилизации при переломах нижней челюсти - фиксация ее к неповрежденной верхней челюсти путем кругового бинтования через голову или наложения пращевидной повязки; при переломах верхней челюсти применяют подручные средства - металлическую верхнечелюстную шину для транспортной иммобилизации. Лигатурное связывание зубов (лигатурная повязка) с целью временной иммобилизации выполняют при наличии на каждом из отломков не менее двух устойчивых зубов.
Постоянную иммобилизацию применяют в основном при переломах нижней челюсти. Для этого используют более простые, главным образом назубные проволочные шины и шины из быстротвердеющей пластмассы. Сложные шины представляют собой репонирующие и иммобилизирующие аппараты.
При невозможности иммобилизации с помощью шин применяют оперативные методы лечения.
Шины могут быть съемными и несъемными, а по протяженности - цельными (для всей челюсти) и частичными (для группы зубов). Несъемные шины обеспечивают двигательную функцию и прочную фиксацию, удобны, отвечают косметическим требованиям, но для их наложения необходимо препарирование зубов. Из съемных шин наиболее надежно устраняют функциональные перегрузки пародонта бюгельные шинирующие протезы. Как правило, в протезе имеются искусственные зубы, восполняющие дефекты зубных рядов.
|